Основная образовательная программа Черновской школы разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) утвержденным МОиН РФ приказом № 1897 от 17.12.2010 года, с СанПиН 2.4.2821-10 (утверждены от 29.12.2010 № 189),с Уставом школы.
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Черновская СОШ» является основным нормативным документом, определяющим содержание образования и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования. Направлена на информатизацию и индивидуализацию обучения подростков, формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся; на решение задач адаптации личности к жизни в обществе.
Образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определённое направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершённую систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития образовательного учреждения.
Цельобразовательной деятельности основного общего образования: создание оптимально комфортной образовательной среды для обеспечения планируемых результатов по достижению освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья.
***
Программа адресована участникам образовательного процесса МБОУ «Черновская СОШ», к числу которых относятся:
Педагоги школы;
Родители обучающихся 5-9 классов;
Дети, школьного возраста, принятые в5-9 классы;
Представители общественности, являющиеся членами Управляющего совета.
Нормативный срок освоения Программы составляет 5 лет.
Содержание ООП ООО сформировано с учётом ФГОС ООО и учётом:
особенностей расположения школы (сельская местность),
запросов всех участников образовательного процесса, желания родителей (законных представителей) по выбору образовательной системы, программы обучения, направленностей ОУ (спортивно-оздоровительная, общеинтеллектуальная, общекультурная),
образовательных потребностей зачисленных обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями образования), детей-инвалидов (в рамках инклюзивного образования).
Реализация Программы осуществляется ОУ, для организации внеурочной деятельности привлекаются учреждения дополнительного образования детей с. Черная и г. Краснокамска. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе ООО в течение учебного года предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся; внеурочная деятельность (формы работы: кружки, секции, круглые столы, конференции, проектная деятельность и т.д.).
***
Школа, реализуя основную образовательную программу основного общего образования, знакомит обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
сосновной образовательной программой ООО школы;
с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе;
с правами и обязанностями всех участников образовательного процесса в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
Права и обязанности родителей (законных представителей), обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы основного общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
В соответствии с ФГОС планируемые результаты отражают требования к
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; ·
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;
учебных программ по всем предметам – «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Природоведение», «Естествознание», «Биология», «Химия», «Искусство. Изобразительное искусство», «Искусство. Музыка», «Искусство»,«Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.
Планируемые результаты, отнесённые к блоку «Выпускник научится», ожидаемый уровень достижения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом. Этот блок включается учебные задачи, построенные на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.
Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. Оценка достижения ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. Невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.