С целью реализации программы развития в школьный учебный план включены факультативы с краеведческой направленностью: «Литература Прикамья» - 5-6 классы, «Незнакомый Пермский край» (элективный курс по географии Пермского края для учащихся 8-10 классов). В начальной школе уроки внеклассного чтения проводятся по учебному пособию «Маленький пермяк», на уроках биологии применяются учебные пособия «Растительный мир Прикамья» и «животный мир Прикамья».
Материал, собранный в школьном музее, не остается
только достоянием музея. Его используют учителя предметники на своих уроках. Они используют разные приемы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление с экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений и сочинений, экскурсии и т.д.
Например, по истории краеведческий материал используется при изучении следующих тем:
· «Становление Советской власти»;
· «Коллективизация»;
· «Годы Великой Отечественной войны»
· «История Киевской Руси. Быт и нравы»
Ученики пишут сочинения о родном крае, о земляках и событиях происходящих на территории села, района и страны. Например, на уроках русского языка и литературы при изучении тем:
· «Описание помещения (интерьера)»;
· «Устаревшие слова»;
· Александр Фадеев «Разгром». Трагедия гражданской войны в русской литературе ХХ века (фрагменты уроков).
Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса. Казалось бы, как же можно совместить на уроке учебный материал и музейный. Если педагог творческий, эрудированный, то это не составит большого труда.
На уроках немецкого языка говорят о родном села «За городом тоже много интересного» (тема урока «Auf dem Lande gibt es auch viel Interessantes»), проводятся выставки родословных «Наши семейные фотографии» (тема урока «Unsere Familienfotos»).
На уроках информатики создаются презентации или Интернет-страницы на материалах, экспонатах музея («Русская изба», «История села Черная», «Истории старинных вещей», сайт школьный музей).
Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок проведенный в музее. Главный инструмент учителя это слово, он оперирует на уроке абстрактными понятиями, в музее же педагог опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействии на эмоциональную сферу ученика. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск. Ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события, к познанию которого готовиться ученик, приходя в музей.
Важное место в историко-краеведческой работе музея занимает исследовательская работа учащихся, которая пробуждает интерес к прошлому, самостоятельность мышления, чувство ответственности за проделанную работу. Исследовательская деятельность способствует формированию способности критического восприятия фактов, умения их анализировать, интерпретировать, побуждает к творчеству. Исследовательская работа позволяет учащимся под руководством старшего наставника внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие истории школьного музея, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования, а
главное – получить опыт исследовательской деятельности. Учащиеся приобретают определённый набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся в будущей взрослой жизни.
Музей пополняется экспонатами, материалами. Возможности применения их в учебном процессе безграничны, все зависит от творчества учителя, а коллектив у нас творческий.
Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой деятельности и общественной активности учащихся. С появлением школьного музея в школе создалось особое пространство, в котором ученик становится не созерцателем музейных экспонатов, а активным его участником и создателем.
На базе школьного музея проводятся встречи с местными жителями, организуются тематические экскурсии, выставки, проводятся уроки мужества, классные часы, внеклассные мероприятия и т. д. Практически ни одно школьное дело не обходится без привлечения музейных материалов, экспонатов.
Ежегодно в школе проводятся предметные дни, недели, декадники и стало традицией заканчивать их коллективным мероприятием. Мероприятием, к которому и в котором принимает участие весь классный коллектив, для каждого находиться дело.
РИТОРИчесКАя неделя (неделя русского языка и литературы)
Понедельник - "День агитатора" (плакаты о культуре речи)
Вторник - "День декламатора" (конкурс чтецов "Я гражданин")
Среда - "День эрудита" (клуб Знатоков)
Четверг - "День редактора"
Пятница - "День публициста" (КТД "Имя Россия")
КТД "Имя Россия"
Цель: знакомство с биографией и творчеством знаменытых личностей в области литературы, создание и защита презентации "Имя Россия".
Владимир Даль
Василий Никитич Татищев (текст)
Сергей Павлович Дягилев (текст)
Павел Петрович Бажов - реферативная работа Баклановой Светланы на районный конкурс «Уральские самоцветы», посвященный 130-летию со дня рождения П.П.Бажова
Неделя истории и географии
Понедельник -линейка "По страницам истории и географии" (задания для классов)
Вторник - "Пути исторические и географические" (конкурс газет)
Среда - "Археологические рассыпушки: вещь и её история" (внеклассное мероприятие для 5-6 классов)
Четверг - "Археологические раскопки" (игра-конкурс для 1-4, 7-8 классов)
Пятница - Клуб Знатаков "История Государства Российского"
КТД "Красанокамску - 70 лет"
Цель: знакомство учащихся с историей г. Краснокамска. Презентация памятных, знаменательных событий.
Краснокамская Ёлка
Краснокамск спортивный
Скозь пламя
КТД "Село мое родное"
Цель: изучение исторического прошлого села(организаций, строений, предприятий, династий жителей села). Сбор и поиск информации, оформление и презентация результатов поиска классными коллективами учащихся.
Объекты поиска - железная дорога, совхоз "краснокамский", детский комбинат, черновской домострой.
Железная дорога
Совхоз "Краснокамский" - материал для музея
Домострой
Детский Сад
Жилищно комунальное хозяйство