Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
 

 Пермский край,  Краснокамский район 

 МБОУ "Черновская средняя общеобразовательная школа"

 
Семинар "Применение материалов музея в учебно-воспитательном процессе"

 

Семинар "Применение материалов музея в учебно-воспитательном процессе"

Материал подготовлен

зам. директором по УВР Клименко С.А.

зам. диретора по ВР Бабушкиной Л.Н.

 

Применение материалов историко-краеведческого музея школы в учебно-воспитательном процессе

Семинар для заместителей директоров по воспитательной работе

 презентация к выступлению

            Черная – село с богатой и интересной историей.  Все основные исторические события России на протяжении почти двух веков нашли здесь свое отражение. Через историю родного края учащиеся знакомятся с историей всей страны, и она становится ближе и понятней.

            Краеведческая работа в школе началась в 2003 году. Во время организации летней оздоровительной компании зародилась идея собрать материал к юбилею школы, так образовался первый отряд юных краеведов «Память». Ими был собран  интересный материал о прошлом села и школы, а так же предметы быта людей разных временных отрезков, что нашло отражение в двух разделах школьного музея: «История села» и «Русская изба».  Вокруг музея сформировался ученический и педагогический  актив, был создан совет музея. Торжественное открытие состоялось в декабре 2005 года.

            С тех пор, ежегодно, каждое лето на базе школы работает профильный лагерь «ШОК – школьный отряд краеведов». В течение учебного года эту работу продолжают воспитанники краеведческого кружка. Цель – пополнение фондов музея, изучение родного края, систематизация и обработка собранного материала. Под руководством Галины Трофимовны и Евгении Юрьевны воспитанники встречаются с местными жителями, ветеранами, старожилами села, организуют и проводят тематические экскурсии, внеклассные мероприятия, участвуют в краеведческих конкурсах.

            Основной проблемой краеведческой работы в школе стало небольшое количество участников и то, что исследована лишь малая часть истории, природы, культуры, традиций села. Кроме этого, необходимо вести систематическую работу по фиксированию событий современности, так как сравнительно через короткое время стираются из памяти события, исчезают источники, уходят из жизни люди.

             Приобщить всех учащихся школы к поисковой и краеведческой деятельности поможет реализация программы развития «Летописцы родного края»

Цель программы: создание системы учебной, внеклассной, общественной деятельности результатом которой будет формирование инициативности, гражданской ответственности учащихся, воспитание нравственности, духовности на основе культурно – исторического наследия родного края.

Основные задачи программы:

·         Воспитать нравственные, духовные  качества личности учащихся, патриотизм;

·         Формировать у учащихся навыки поисково-исследовательской деятельности и публичных выступлений;

·         Создать условия для социализации учащихся;

·         Повышать активности в социально-культурном проектировании;

·         Создать печатные сборники тематических внеклассных мероприятий, уроков краеведческой направленности;

·         Пополнить фонд музея и создать новые экспозиции.

 

Работа по реализации программы ведется по семи основным направлениям, в каждом из которых определены задачи для достижения общей цели.

СЕЛО МОЁ РОДНОЕ:

Изучение особенностей истории, культуры, экономики села и его окрестностей, сбор информации, материалов, встречи с очевидцами событий это не полный перечень того, что необходимо для реализации данного направления.

Задачи:

1. изучать особенности истории, культуры, экономики села, его окрестностей;

2. организовать походы, поисковые экспедиции для сбора сведений о возникновении села, изучения мест различных исторических событий;

3. составить диалектный словарь местности;

4. собирать сведения об отдельных исторических объектах на территории села (кирпичный завод, совхоз «Краснокамский» и пр.);

5. проводить видео-, фотосъемку, описание сельских объектов, видов,  быта; публикаций, материалов, документов, интервьюирование очевидцев событий.

 

Предполагаемый результат: повышение интереса учащихся к истории села, а через неё к историческим событиям страны, приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности, пополнение фонда школьного музея.

 

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

Задачи:

1. изучить родословные, происхождение фамилий, семейные традиции и обряды;

2. научить приемам составления генеалогических таблиц.

Работа по данному направлению поможет учащимся ответить на вопрос «Кто я?» Ребенок, подросток живет в мире не один, его окружают разные люди, разные общества: семья, школа, односельчане и т.д. Семья – это самое первое, самое близкое ему общество. Посредством изучения истории семьи, родословной можно постепенно подвести ученика к определению, осознанию своего «Я», к самоопределению в социуме. «Родня», «родина», «родник» - слова одного корня «род» и это не случайно, это означает, что у нас один исток.

Ожидаемый результат: самоопределение учащегося, построение связи семья – Отечество, составление Книги Памяти села.

 

ЭТНОГРАФИЯ

В этом направлении изучается материальная и духовная культуры родного края, традиции, обычаи, обряды присущие местному населению, народу края, страны.

Задача: изучать материальную и духовную культуры родного края.

Материальная культура: жилище со всеми постройками, образ жизни, одежда, посуда, орудия труда, пища и т.д.

Духовная культура: обычаи, обряды, традиции.

 

Методы: наблюдение, связь с народными музеями, экспедиции в малые населенные пункты, встречи со старожилами, этнические праздники, разучивание народных игр.

 

Ожидаемый результат: Пополнение музейного фонда, приобщение учащихся к народной культуре, воспитание уважения к людям старшего поколения, формирование учебно-исследовательской деятельность учащихся, разработка и проведение этнических праздников.

 

ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ

Цель экологическое воспитание учащихся, воспитание чувства ответственности  и бережного отношения к родной природе.

Задачи:

1. организовать походы, поисковые, экологические экспедиции с целью выявления особенностей природы и их сбережения.

2. собрать коллекции растений, произрастающих в наших лесах, в окрестностях села по темам, проблемам (например, «Наши растения в Красной книге», «Удивительное рядом» и т.д.)

3. собрать видео-, фотоматериал.

 

Ожидаемый результат: оформление экспозиции в школьном музее, проведение выставок, подготовка материала для уроков естественного цикла; участие в экологических, краеведческих, исследовательских конкурсах.

 

ДЕТИ И ВОЙНА:

Задачи:

1.    дать представление  о Великой Отечественной войне, войнах и конфликтах наших дней глазами участников и очевидцев событий – детей и взрослых;

2.    охранять и облагораживать памятники и обелиски;

3.    оказывать помощь ветеранам;

4.    изучать историю Великой Отечественной войны;

5.    выявлять, собирать вещевые и изобразительные памятники, отражающие историю войны (письма, фотографии, личные вещи, записи воспоминаний);

6.    собрать материал о земляках – участниках вооруженных конфликтов и войн современности, организовать встречи с ними

 

Ожидаемый результат: воспитание патриотизма, уважительного отношения к ветеранам, негативного отношения к войне, как к всеобщему злу; подготовка тематических выставок, оформление альбомов.

 

ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ направлено на реализацию краеведческой направленности образования.

Задачи:

  1. включить в тематическое планирование по предметам темы с краеведческой направленностью;
  2. включить в учебный план факультативы, элективы и т.д. с краеведческой направленностью;
  3. разработать уроки, внеклассные мероприятия на основе музейного материла, краеведческой направленности.

 

Ожидаемый результат: развитие учащихся через повышение интереса к прошлому, построение связей прошлое – настоящее – будущее. Разработка и апробация факультативных и элективных курсов краеведческой направленности, подготовка материалов к сборнику внеклассных материалов, уроков с краеведческой направленностью, повышение  ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса.

 

ШКОЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

История школы и её современность «по горячим следам».

Задачи:

1. собирать сведения о выпускниках школы;

 2. фиксировать все интересные события, успехи, достижения учеников и педагогов;

Ожидаемый результат: развитие Юнкоровского движения в школе, создание альманаха - сохранение информации для будущих поколений.

 

Краеведческая работа в школе дает возможность активизировать познавательную деятельность детей, воспитывает у учащихся нравственность, гражданственность, любовь к родному краю и уважение к людям. Как показывает практика, учащиеся школы, участвующие в экскурсиях и других школьных краеведческих мероприятиях, начинают более трепетно относиться ко всему, что их окружает, становятся более внимательны к людям и к себе. Опыт публичных выступлений придает уверенность в себе,  формирует умение объяснять и слушать, заниматься поиском необходимой информации, рассказывать и отвечать на вопросы, что, несомненно, положительно сказывается и на учебном процессе.

 

Применение материалов краеведческого музея в учебном процессе

 

Одно из направлений школьной программы развития -  Применение материалов краеведческого музея в учебном процессе.

Как вы уже видели, основные задачи этого направления связаны со школьным учебным планам, с тематическим планированием по предметам и разработкой уроков, внеклассных мероприятий на основе музейных экспонатов.

В школьный учебный план включены факультативы «Литературное Прикамье» - 5-6 классы, «Незнакомый Пермский край» (элективный курс по географии Пермского края для учащихся 8-10 классов).

В начальной школе уроки внеклассного чтения проводятся по учебному пособию «Маленький пермяк», на уроках биологии применяются учебные пособия «Растения Прикамья» и «Животные Прикамья».

Материал, собранный в школьном музее, остается не только достоянием музея. Его используют учителя предметники на своих уроках. Они применяют разные приемы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление с экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений и сочинений, экскурсии и т.д.

Например, по истории, краеведческий материал используется при изучении следующих тем:

·         «Становление Советской власти»;

·         «Коллективизация»;

·         «Годы Великой Отечественной войны»

·         «История Киевской Руси. Быт и нравы»

Ученики пишут сочинения о родном крае, о земляках и событиях происходящих на территории села, района и страны. Например:

  • «Описание помещения (интерьера)»
  • «Устаревшие слова»
  • Александр Фадеев «Разгром». Трагедия гражданской войны в русской литературе ХХ века.

На уроках немецкого языка говорят о родном села «За городом тоже много интересного» (тема урока «Auf dem Lande gibt es auch viel Interessantes»), проводятся выставки родословных «Наши семейные фотографии» (тема урока «Unsere Familienfotos»).

На уроках информатики создаются презентации или Интернет-страницы, основанные  на материалах, экспонатах музея («Русская изба», «История села Черная», «Истории старинных вещей»).

Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее. Главный инструмент учителя это слово, он оперирует на уроке абстрактными понятиями, в музее же педагог опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействии на эмоциональную сферу ученика. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск. Ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события.

Важное место в историко-краеведческой работе занимает исследовательская работа, которая пробуждает интерес к прошлому, самостоятельность мышления, чувство ответственности за проделанную работу. Исследовательская деятельность способствует формированию способности критического восприятия фактов, умения их анализировать, интерпретировать, побуждает к творчеству. Исследовательская работа позволяет учащимся под руководством старшего наставника внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие истории школьного музея, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования, а главное – получить опыт исследовательской деятельности. Учащиеся приобретают определённый набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся в будущей взрослой жизни.

Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса. Казалось бы, как же можно совместить на уроке учебный материал и музейный. Если педагог творческий, эрудированный, то это не составит большого труда.

Школьный музей пополняется экспонатами, материалами возможности применения их в учебном процессе безграничны, все зависит от творчества учителя, а коллектив у нас творческий.

 

Применение материалов краеведческого музея в воспитательном процессе

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой деятельности и общественной активности учащихся. С появлением музея в школе создалось особое пространство, в котором ученик становится не созерцателем музейных экспонатов, а активным его участником и создателем.

На базе школьного музея проводятся встречи с местными жителями, организуются тематические экскурсии, выставки, проводятся уроки мужества, классные часы, внеклассные мероприятия и т. д. Практически ни одно школьное дело не обходится без привлечения музейных материалов, экспонатов.

В рамках подготовки к 165-летию с.Черная и 70-летию г.Краснокамска. в школе прошло общешкольное мероприятие посвященное истории села Черная.

Путешествие по селу проводили воспитанники историко-краеведческого кружка, девятиклассники. В мероприятии приняли участие учащиеся 5-8 классов. Были приглашены гости, ветераны педагогического труда. Со сцены звучала литературная композиция посещенная юбилею села. Был показан фрагмент воспоминаний эвакуированных  в годы великой отечественной войны ленинградцев, звучали авторские стихи и песни в исполнении ансамбля "Уралочка" сельского дома культуры. Особое лирическое настроение вызвала песня о селе на стихи Роминой Евгении Юрьевна. А в завершении все приняли участие в викторине "Назови и расскажи об экспонате музея". Учащиеся отвечали с азартом, стараясь опередить гостей и показать свои знания об экспонатах музея.     

        Посетителями школьного музея стали не только наши ученики, но и гости из Краснокамска. Так в апреле 2008 г. в школе состоялась встреча учащихся старших классов с председателем общества российских немцев «Возрождение», заместителем председателя клуба краеведов «Родник», Почетным гражданином г. Краснокамска и бывшим учителем Черновской школы – Петерс Петром Петровичем. Вместе с ним с визитом в школу приехали:

Докукин Василий Ильич – поэт, председатель правозащитного движения «Мемориал», директор музея «Мемориал», Почетный гражданин г. Краснокамска

Попова Людмила Равильевна – директор Краснокамского муниципального музея, председатель клуба краеведов «Родник»

Пинчук Ирина Леонидовна – специалист управления по делам молодежной политики Краснокамской районной администрации.

Встреча прошла в рамках подготовки к 165-летию с.Черная и 70-летию г.Краснокамска.

        Петр Петрович рассказал о работе по сбору  воспоминаний ленинградцев, подарил копии документов школьному музею.

        Василий Ильич прочитал свои стихи о г. Краснокамске, о природе родного края и подарил музею сборник своих произведений. А ансамбль «Ретро» великолепно исполнил песни на стихи Докукина В.И.

        Людмила Равильевна рассказала о встрече с ленинградцами, состоявшейся в  Санкт – Петербурге в феврале 2008 г., передала от них привет, рассказала о важности музеев в сохранении истории родного края.

        Ирина Леонидовна вручила благодарственные письма от администрации района ветеранам педагогического труда и руководителю школьного музея за краеведческую работу, воспитание чувства патриотизма у учащихся.

        Воспитанники историко-краеведческого кружка показали гостям электронную версию «Создание школьного музея», провели экскурсию.

 

В 2008 году школьный музей пополнился материалами о военном детстве детей Литфонда. Группа учащихся и учителя школы встретились с живой легендой школы, с актером, режиссером, сценаристом, литератором – Михаилом Козаковым, на творческом вечере в рамках проекта «Открытый город».

«Идя на встречу, мы очень волновались. Как она состоится? Ведь М. Козаков  интересовал нас не только как звезда мирового значения, а и как человек, который в годы войны жил, в нашем селе, в лагере Литфонда в течение трех лет. Было очень приятно слышать, с какой теплотой Михаил Михайлович вспоминает различные эпизоды жизни в Черной. Общаться с ним на пресс-конференции было волнительно, но и очень интересно. На прощание мы подарили гостю альбом с фотографиями из жизни лагеря Литфонда и как оберег – горсть Черновской земли.

А нам на память осталась фотография, автограф и видео записи концерта. Встреча с Михаилом Михайловичем оставила глубокое впечатление: мы прикоснулись к настоящему искусству, к истории»

 

Ученики не только работают с музейными экспонатами, но и возрождают народные традиции. «Плат узорный», так назвали литературно-музыкальную композицию, где рассказали об истории женского головного убора – платка. О традициях его изготовления, ношения, украшения. В композиции звучали песни «Синий платочек», «Оренбургский пуховый платок», «Подари мне платок», частушки, стихи поэтов различных эпох, в которых упоминается платок - платочек, исполнили танец с шалями.

Композиция «Плат узорный» была представлена на общешкольном родительском собрании, на общешкольном празднике, посвященном 8 марта, на предвыборном концерте в сельском клубе, на сельских «Проводах масленицы»,

1 декабря День рождения Пермского края. В этот день мы говорим о том как образовался Пермский край, как развивается он сегодня.

Не остаются без внимания Юбилейные даты, особенно те которые соприкасаются с историей школы, села.

Огромная работа ведется руководителем музея Литовой Галиной Трофимовной и её преемницей Роминой Евгенией Юрьевной, но и педагогический коллектив старается внести свой посильный вклад в реализацию программы развития, в которой  выделено 7 направлений, тесно связанных между собой. Говоря об истории села, невозможно не сказать о его жителях, а значит и о своей родословной.

В мае 2009 г. в школе проводилось заключительное мероприятие  КТД «Село мое родное»

Каждый классный коллектив выбрал объект исследования села. В течение четверти учащиеся собирали материал, оформляли его в альбомы, готовили выступление с презентацией. Так, в школьном музее пополнился альбом «История села Черная». В нем появились:

·         Совхоз «Краснокамский». Странички истории.

·         Детский сад. История и современность.

·         Многоотраслевое предприятие жилищно-комунальное хозяйство с. Черная

·         История создания железной дороги. Магистраль-труженица

·         Черновской домострой.

Ежегодно в школе проводятся предметные дни, недели, декады, с целью развития кругозора, познавательной и творческой активности обучающихся. Стало традицией заканчивать их коллективным мероприятием, в котором принимает участие весь классный коллектив, для каждого находится дело, особое внимание уделяется учащимся группы риска и СОП

Вот лишь некоторые из них: «Мисс Уралочка», «70-летие Краснокамска», «Имя Россия», «Со страниц на сцену».

             По традиции, окончание учебного года завершается праздником,  посвященным  Дню защиты детей. Последний год провели этот день в форме народных игр.

                В заключении нам хотелось бы присоедениться к словам ассистент кафедры педагогики и методики начального образования БелГУ Мандебура Е.П.:

"Феномен школьного музея состоит том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности: поисковой, исследовательской, просветительной… "

Музей – это…

храм Прошлого, отражение Настоящего, мост в Будущее.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"