Программа развития «Оберегая традиции» является продолжением программы «Летописцы родного края», и призвана реализовать творческую, проектную, исследовательскую деятельность учащихся и педагогов школы, воспитателей и воспитанников детского сада в краеведческом направлении.
Миссия школы: формирование личности учащегося с активной жизненной позицией и гражданским самосознанием на основе культурно-исторического наследия родного края.
Цель программы: развитие системы учебной, внеклассной, общественной деятельности результатом которой будет формирование инициативности, гражданской ответственности учащихся, воспитание в детях нравственности, духовности на основе культурно – исторического наследия родного края.
Основные задачи программы:
1. создать особую атмосферу школьного сообщества и детского сада, на основе традиций народной культуры, традиций родного края и школы;
2. закрепить навыки проектной деятельности и овладеть навыками исследовательской деятельности;
3. обеспечить преемственность детский сад - начальная школа – основная школа.
Для реализации программы определено пять направлений, в каждом из которых определены задачи для достижения общей цели и ожидаемые результаты. Направления между собой тесно связаны.
1. Село мое родное
Задачи
-
организовать проектную, исследовательскую деятельность, направленную на изучение малой родины («белых пятен» в истории села - кирпичного завода, пилорамы, учреждений культуры, почтового отделения и др., выявить интересные судьбы наших земляков);
-
создать календарь событий села (отслеживать и фиксировать события современности);
-
заложить основы волонтерского движения.
Предполагаемые результаты:
· Повышение престижа родного села, малой родины в глазах учащихся (анкетирование);
· Оказание посильной помощи жителям села посредством волонтерского движения;
· Организация и проведение КТД « Что я могу сделать для своего села?»;
· Расширение мемориального комплекса гражданской войны у здания школы;
· Создание ежегодного календаря событий села (фактографический);
· Проведение экскурсий «Село мое родное»;
· Участие с проектами, исследовательскими работами в краевых и районных конкурсах.
2. Культура в народных традициях – моя культура.
Задачи:
1. Сформировать уклад школьной жизни на основе культуры народных традиций;
2. повысить культурный и нравственный уровень воспитанников, сформировать потребность в самовоспитании и самообразовании;
3. приобщить детей к здоровому образу жизни как части народной культуры.
Предполагаемые результаты:
· изучение народных традиций в образовательном процессе;
· повышение уровня воспитанности учащихся и их родителей;
· разработка и проведение этнических праздников (Масленица, Рождественские колядки, Троица и т.д.);
· приобщение учащихся к народной культуре, к культурным ценностям родного края (посещение театров, выставок и т.д.);
· организация и проведение тематических акций, КТД «ЗОЖ в народной культуре» и др.
3. Природа родного края
Задачи:
1. Привить у учащихся и воспитанников детского сада чувство ответственности за сохранение природы родного края через деятельностный подход.
2. Организовать сбор материалов биологической и экологической направленности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся и воспитанников детского сада для создания школьной экспозиции «Природа родного края» и фото-галереи «Знакомые незнакомцы (растения леса, луга, сада)» для детского сада;
Предполагаемые результаты:
· участие в конкурсах экологической направленности;
· создание экспозиции «Природа родного края»;
· оформление фото-галереи «Знакомые незнакомцы»;
· проведение экологических акций;
· озеленение и сохранение пришкольной территории и территории детского сада, территории села.
4. Школьный музей в образовательном процессе
Задачи:
1. развивать поисковую, исследовательскую деятельность на базе школьного музея;
2. пополнить экспонатами раздел музея «Русская изба» в детском саду;
3. организовать просветительскую работу для населения.
Предполагаемые результаты:
· Участие с проектами, исследовательскими работами в краевых и районных конкурсах.
· Пополнение фонда музея школы и детского сада;
· Создание раздела музея «Судьбы наших земляков в истории страны»;
· Разработка печатного сборника «Материалы музея в образовательном процессе» (школа и детский сад);
· Открытие новых выставок и экспозиций;
· Организация и проведение праздников, мероприятий, экскурсий для населения;
5. Школа наш дом
Задачи:
1. развивать образовательную систему на основе сохранения традиций в содружестве участников образовательного процесса (родитель – ученик - учитель);
2. формировать стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
3. расширить систему дополнительного образования на базе школы и детского сада.
Предполагаемые результаты:
· отражение во внешнем облике школы и детского сада краеведческой направленности (оформление, разработка символики);
· сохранение и формирование школьных традиций (День самоуправления, предметные декады, День рождения Пермского края, снятия блокады Ленинграда, Клуб знатоков, информационно-профилактические десятиминутки, «Школа выживания»);
· подготовка и проведение юбилея школы;
· проведение тематических акций;
· расширение системы дополнительно образования с привлечением сторонних организаций.
Сроки реализации программы: с марта 2011 года по июнь 2016 года
Этапы реализации программы:
I. Диагностико-ориентировочный этап (март-май 2011г.)
Первичная диагностика, составление плана реализации программы.
II. Практическая реализация программы по ведущим направлениям:
2011 г.- Культура в народных традициях - моя культура
2012 г. – Школа - наш дом (юбилей школы, 80 лет)
2013 г. – Село мое родное (юбилей села, 170 лет)
2014 г. - Природа родного края
2015 г. – Школьный музей в образовательном процессе (юбилей музея – 10 лет)
Промежуточная диагностика и ежегодная коррекция плана реализации программы
III. Аналитико-рефлексивный этап (январь - июнь 2016 года.)
Анализ достигнутых результатов, соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив дальнейшего развития школы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
· приобретение учащимися навыков поисково-исследовательской деятельности и публичных выступлений, и как следствие, участие в краеведческих, экологических конкурсах, турнирах, научно-исследовательская работа учащихся (не менее одной работы учащихся в год, не менее двух участников конкурсов в год);
· создание печатных сборников тематических внеклассных мероприятий, уроков краеведческой направленности, распространение опыта (не менее одного сборника);
· пополнение фонда музея и создание новых экспозиций;
· участие в социально-культурных проектах(не менее одного проекта в год);
· пропаганда краеведческой информации в обществе путем организации выставок, праздников, тематических дней и т.д.
Ресурсное обеспечение выполнения программы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
3. Закон РФ «Об образовании»
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
6. Закон РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры»
7. Закон Пермской области «Об образовании в Пермской области»
8. Письмо Министерства образования Российской Федерации «О деятельности музеев образовательных учреждений»
9. Положение о школьном музее
10. Локально-нормативные акты школы.
Материальное обеспечение реализации программы:
Федеральный и местный бюджет, дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от дополнительных образовательных услуг, добровольные пожертвования граждан), участие в социальном проектировании.
Управление программой:
Управление реализацией программы осуществляется директором, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, заместителем директора по воспитательной работе, Управляющим советом школы. Корректировка программы осуществляется группой разработчиков, утверждается педагогическим советом школы.